Досуги Его Превосходительства
Ты сам построил храм дневной
И сам зажег огонь вечерний -
Все остальное - дело черни,
Но эта чернь - ребенок твой.
М. Щербаков
Господа, у меня есть для вас конфиденциальное сообщение. Рискуя жизнью каждую минуту, я пробрался в Имперский Генеральный Штаб. И вот вам сверхсекретная новость: в стратегические игры, как и в ролевые, можно играть без компьютера.
Вы говорите - давно известно? Быть того не может. А, настольные баталии? Warhammer, BattleZone, “Эпоха Битв”? Помилуйте, господа, это - тактика. Говоря нашим тайным шифром, wargame.
А вот в Имперском Генеральном Штабе занимаются совсем другими делами. Делами, достойными стратега: управлением государством, политикой, определением направлений главных ударов, наконец... Ну да, и битвами тоже. Стратегу иногда дозволено лично покомандовать армией или флотом.
Вам никогда не казалось, что на месте Наполеона вы справились бы гораздо лучше? Ведь это же элементарно, не так ли: с Россией надо заключать союз против Англии и...
Вступление в должность
“Наверное, - спросите вы, - для занятия должности в штабе надо много учиться? Воображению предстают горы книг с правилами, сводные таблицы - что и когда можно приказать...”
Все и проще, и сложнее. Перед вступлением в должность вам не вручат объемистый том с правами и обязанностями начинающего правителя. Вы получите только сведения о том, какой властью и какими ресурсами располагаете - войска, деньги... А потом настанет время отдавать приказы. Любые приказы.
То есть как - любые? А вот так. Есть одно главное правило, и звучит оно следующим образом: “последствия - за свой счет”. Вы вольны попытаться ввести в Англии коммунизм, предложить парламенту законопроект об уголовной ответственности за рост свыше 6 футов или объявить себя папой римским. Что с вами потом станется - другой вопрос. Но приказать вы можете.
Никаких ограничений нет. Можно покровительствовать наукам и искусствам, осуществлять религиозные реформы, казнить и миловать. Не забывая о последствиях.
Как это выглядит? Очень просто. Как и большинство игр без компьютера, штабная игра не может похвастаться богатой трехмерной графикой и спецэффектами. Люди сидят вокруг стола или даже просто обмениваются электронными письмами. Как и в ролевой игре, есть мастер; он-то и определяет, с помощью тайных каббалистических законов, как отреагировал народ на выступление Цицерона и насколько поднялись цены на хлеб в Гаскони в результате Итальянского похода Суворова.
Время от времени начинается война - и на бумаге появляются планы расстановки кораблей и отрядов. Игрок видит и знает только то, что видит и знает полководец. И команды его исполняются не точь-в-точь, а так, как исполнялись бы они в реальном бою.
Самое интересное, что игрокам и в самом деле не нужно знать никакой механики. Никаких, знаете, таблиц и формул. Они ведомы только мастеру, да и у него могут оказаться простыми. Конечно, для военного командования небесполезно хоть немного разбираться в тактике соответствующих времен, но - это придет.
Учтется все. Игрок может вникать в каждую деталь, вплоть до уставной длины портянок сержанта саперного батальона, или обходиться “общим руководством”. Расчеты могут быть безумно сложны или же элементарно просты. Но ни одно слово игрока не пропадет втуне.
Штабные будни
Вот пример “из жизни”. Пуническая война. Римский консул (игрок) командует армией, высадившейся на Сицилии. Ее ожидает генеральное сражение с войсками Карфагена. Карфаген располагает мощной кавалерией, но войска его не едины: он делит командование с македонским союзником, поскольку о единоначалии им договориться не удалось.
Игроки Карфагена и Македонии, расставив свои войска, двигают их к замеченному противнику. Основной кавалерийский корпус заходит справа, дабы ударить во фланг и тыл. Предполагавший такое развитие событий римский консул заранее установил там легион, обращенный фронтом вбок. Этого легиона с позиций карфагенян не видно, и их ожидает неприятный сюрприз; а вся беда - в том, что они оказались чрезмерно предсказуемы. К тому же строй их ломается, потому что скорость хода по дороге и по холмам разная, и не все части одинаково рвутся в бой. Македонская фаланга входит в соприкосновение с римским строем раньше своего соседа - центр доверили держать не самым лучшим солдатам. Италийские союзники, которым приходится выдерживать удар македонян, возможно, бежали бы, но сзади их подпирает римская часть, и они дерутся насмерть.
Итак, консул одерживает блистательную победу над превосходящими силами карфагенян и в ознаменование доблести легиона италийских союзников дарует выжившим римское гражданство.
А теперь другому игроку - народному трибуну в том же Риме - предстоит думать, о чем ему говорить перед римским народом и сенатом, чтобы консулу это деяние сошло с рук. Хорошо бы, чтоб великий полководец пережил собственный триумф... Да и италийский город, чьими гражданами были легионеры ранее, тоже, скажем так, несколько удивлен... Как я уже говорил, игровая механика для игрока вообще не существует. Никаких “атак” и “защит” - только то, что реально доступно полководцу. Можно выяснить подробно, какое снаряжение носят, скажем, легионеры и велеть всем отныне носить еще и серьгу в ухе (зачем? ну, это другой вопрос). Можно узнать их численность. Но нельзя сравнить их подготовку с подготовкой македонской фаланги - разве что удастся убедить македонян устроить “потешный” бой.
И команды отдаются безо всякой механики, так, как их отдал бы персонаж. Например, в разных ситуациях приказы могут быть такими:
Лучникам выдвинуться вот на этот холм и ждать приказа.
Кавалерии обойти слева по овражку и постараться атаковать легион с тыла. Если легионеры окажутся готовы к сопротивлению - в бой не вступать, возвращаться. Ввязавшись в бой, действовать по обстановке.
Провести инспекцию войск в Далмации. Постараться сделать это неожиданно. Особо проверить состояние припасов и соответствие численности отрядов объявленной.
Постараться найти в Афинах способного стихотворца, окружить его заботой, приблизить и убедить в том, что моя линия приведет Афины к процветанию. Потом подать ему идею написать трагедию о том, что мой политический противник только и жаждет сделать афинских граждан рабами.
С помощью шпионов постараться выяснить настроение людей: как отреагируют солдаты, если я прикажу им зимовать по ту сторону Дуная?
Объявить, что мой адмирал пиратствовал без моего согласия, казнить его и послать голову в Рим...
Как вы уже поняли, вовсе не гарантировано, что приказ будет исполнен, а тем более - исполнен в точности. Подчиненные воплотят его в жизнь по собственному разумению. Это не привычные нам компьютерные стратегии, где одним движением руки отправляется в бой войско - и приходит точно в назначенный час именно туда, куда посылали... Вполне возможно, что и вам доведется испытать бешенство Наполеона при Ватерлоо, узнавшего, что Груши не выполнил приказа вернуться и упустил пруссаков...
А уж чаянья народные - те и вовсе вне нашего контроля.
Как видно из этих примеров, роли бывают разные. Античность взята только для примера. И не все предполагают беспрекословное подчинение: даже консулу с сенатом и народом Рима надобно считаться, равно как, скажем, Ллойд Джорджу - с английским парламентом, прессой и так далее. Власть тоже бывает разная: светская, военная, религиозная, финансовая...
Я сказал - роли? То есть игра-то - ролевая?
Да, игроки получают роли, как правило - реальных исторических лиц или их аналогов. Но “отыгрывать” эти роли, как положено в ролевой игре, никто не заставляет. Вы вполне вольны счесть, что Джордж Вашингтон совершенно напрасно пожелал отделения американских колонистов от исторической родины - Британии, и повести совсем иную политику. Вы можете всё и никто не скажет, что вы “отступили от роли”. Но почему-то сплошь и рядом случается так, что персонажи все равно повторяют “ошибки” своих прототипов...
Пароли и явки
Где творятся такие чудеса? Таких мест много. В нашей стране существует несколько школ штабной игры, с разными системами моделирования. Одна из самых известных - помянутый мною Имперский Генеральный Штаб, возглавляемый известным критиком и специалистом по военной истории Сергеем Переслегиным. Его замечательный роман-исследование о войне Японии со Штатами под названием “Тихоокеанская премьера”, изданный в “Военно-исторической библиотеке”, неплохо иллюстрирует подход Генерального Штаба. Его работы сделали штабные игры весьма серьезным делом. Располагается этот клуб в Санкт-Петербурге. Однако игры клуба - не из самых легких в своем жанре.
Есть клубы и в Москве, Казани, других городах. Не все они совершенны и возвышенны, но число их растет. Для того чтобы начать вести несложную игру самому, достаточно раз-другой сыграть. Потом игры обрастут подробностями, правилами...
Многие из вас, вероятно, слышали о рекламируемой в Соединенных Штатах игре - Majestic компании Electronic Arts. Хотя ее презентуют как компьютерную, игроку там предстоит по e-mail и обыкновенному телефону договариваться о встречах, расшифровывать и передавать информацию... Это - первый шаг к коммерческому признанию подобных игр. Конечно, здесь о настоящей штабной игре речи пока не идет - только о ее элементах. Однако, как стало известно, в России тоже планируется нечто подобное, и гораздо ближе к теме нашего обзора. Ориентировочно в конце 2001-го года стартует наполовину штабная, наполовину ролевая игра по мотивам фантастики американской писательницы Лоис Буджолд. Сведения о ней пока очень расплывчаты, но она рассчитана на несколько сотен участников.
Этот вид хобби только начинает получать широкое признание. Кто знает, возможно, у него большое будущее.
Псмит